Газета «Відомості” № 30 від 27.07.2011
Интервью с заместителем городского головы, управляющей делами исполнительного комитета горсовета Татьяной Завгородней
После вступления в силу Закона Украины «О доступе к публичной информации» (с 10 мая 2011 года) Днепродзержинский исполнительный комитет городского совета принял ряд документов, где были полностью прописаны все этапы реализации государственной политики в этом направлении. Как Вы прокомментируете первые результаты работы местной власти в условиях действия нового Закона?
- Цель законодательного документа, а также положений о порядке и механизме его выполнения на местном уровне вполне понятна – дать возможность людям ТОЧНО знать, что происходит во властных структурах, а значит на любом уровне – КОНТРОЛИРОВАТЬ действия власти, ПОНИМАТЬ и верно оценивать каждый ее шаг.
Как реализация этого закона выглядит у нас на практике? В положенный срок (законодательно оговоренные 5 дней на получение ответа на запрос) отрабатываются материалы оперативного реагирования. На сайте горсовета публикуются полностью все решения структур власти: городского совета, исполнительного комитета, распоряжения городского головы, проекты регуляторных актов. За исключением, разумеется, законодательным образом определенных документов, имеющих статус ограниченного доступа или конфиденциальности. Скажу сразу, к этому статусу относится очень небольшой перечень документов, обнародование которых может нанести ущерб конституционным правам и интересам граждан.
За время, прошедшее после вступления Закона о доступе к публичной информации, запросов по поводу деятельности Днепродзержинских структур власти поступило около трех десятков. Это не много, но и не мало: с одной стороны полученный массив запросов уже позволяет оценить в определенной степени круг тем, которые интересуют горожан, с другой стороны, в полной мере судить о том, насколько люди удовлетворены полученной информацией, пока сложно.
-Расскажите подробней, чем интересуются горожане, оформляя информационные запросы местной власти?
- Первые информационные запросы поступили от общественных организаций, к примеру, только от одной из молодежных всеукраинских организаций пришло сразу несколько запросов: о численности зарегистрированных в городе молодежных организаций, количестве ассоциаций собственников жилых домов, о расчетах тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий.
Ряд информационных запросов направили частные операторы связи: о критериях подхода управления жилищного хозяйства к заключению договоров с операторами связи, о предоставлении копий решений и других распорядительных актов местного самоуправления в части регулирования деятельности операторов связи. Запросы от горожан поступают разные, но касаются в основном порядка оформления разрешительных документов: на отключение от централизованного отопления, установку антенн и так далее…
-…и что, совсем не было провокационных обращений?
- Отчего же, и без таких не обошлось… Самые первые запросы носили характер, скажем так, проверочных: а как среагирует городская власть, а действительно ли захочет или сможет ответить. К примеру, обнародуйте информацию о состоянии здоровья руководства, предоставьте копию диплома директора коммунального предприятия… Тем не менее, все запросы отрабатываются тщательно, ведется строгий их учет и контроль своевременности предоставления информации. Внесен ряд изменений в должностные инструкции служащих, деятельность которых связана с обеспечением доступа к публичной информации и работой с информационными запросами. При этом, у нас нет отдельного (специального) структурного подразделения, которое отвечает только за ведение работы по информационным запросам. Почему? В самом распоряжении городского головы о доступе к информационным запросам есть указания, каким образом реализовывать политику открытости власти. Каждое структурное подразделение несет ответственность за определенное направление, но все мы – ответственность за открытость действий и доступ людей к информации. По большому счету, четкая и эффективная система организации доступа к публичной информации - это реальный шаг противодействия коррупции на любом этапе.
- Чем на практике отличаются обычные обращения граждан от информационных запросов?
- Здесь надо отметить важную деталь: наши горожане уже хорошо разобрались в сути того, что означает доступ к информации и в запросах четко формулируют желание понять порядок и логику формирования того или иного решения, касается ли это общих программ или утверждения тарифа на коммунальные услуги. Нет запросов на тему: «Крыша в доме течет, до каких пор власть будет бездействовать?» - с этим идут на прием к профильным руководителям, пишут жалобы, высказывают их на встречах во время сходов жителей микрорайонов. Но есть, к примеру, интерес к документам по формированию объединений совладельцев многоквартирных домов, к уже сформированным блокам решений власти, на которых базируется нынешнее и перспективное развитие города.
Для удобства горожан в городском совете установлен терминал доступа к публичной информации (в помещении общественной приемной), где размещена вся информация: чем живет горсовет и исполнительный комитет, какие решения приняты, какие проекты вынесены на обсуждение общественности. И сейчас утверждать, что бывают закрытые решения сессии или исполкома, нельзя. Я постоянно говорю о том, что у нас и в регламенте исполнительного комитета четко прописано, каким образом обсуждаются все вопросы повестки дня. Накануне каждого заседания исполкома проходят предварительные совещания по обсуждению каждого вопроса, в которых могут принять участие и депутаты горсовета, и представители общественности. То есть, пока решение не «отвердело», каждый участник обсуждения может детально изучить и разобраться в проблеме, обратиться за разъяснениями к экспертам, привести аргументы против принятия решения.
- Открытое общение с территориальной громадой, с горожанами - в любом формате: приемов граждан, встреч на сходах жителей – это еще и та самая обратная связь, от надежности и стабильности которой зависит доверие к власти.
- Безусловно. Пусть даже сам факт встречи с представителем власти еще не разрешит все проблемы, ведь есть реалии, которые должны быть видны, а значит и понятны каждому: ограниченность бюджета, очередность ремонтов дорог и кровель, замены стояков. Но доступ к информации – это и обмен информацией: людям важно знать, как город привлекает инвестиции, как сотрудничает с высшими государственными структурами. Сейчас мы уже видим, что в городе наводится порядок, видим реальную помощь и поддержку губернатора Александра Вилкула, конкретную работу городского головы Станислава Сафронова, его заместителей, руководителей ряда коммунальных предприятий, которые стремятся дать городу новую жизнь. Вернуть привычку к налаженному порядку, показав возможности и варианты решения проблем, которые многие годы казались неразрешимыми. Есть прогресс во многих направлениях деятельности, особенно в части благоустройства. Может, у нас недостаточно денег, чтобы сделать все, что запланировано, но как говорится, кто хочет все и сразу, тот беден тем, что не умеет ждать. Команда работает планово, системно, имеет стратегию развития города до 2015 года, успешно защищена эта программа в областной администрации. У нас почти на каждый день расписано, что должно быть сделано до конца года, какие будут направления развиваться, какие социальные объекты будут открыты.
В самом скором времени в административном здании на Комсомольском проспекте, где сейчас размещен разрешительный центр, будет открыт Центр предоставления муниципальных услуг. Разрешительный центр служит интересам предпринимателей, а Центр муниципальных услуг открывается по проекту «Открытая власть». По всем вопросам любой человек может обратиться сюда и получить бесплатно исчерпывающую информацию: по труду и зарплате, по здравоохранению и образованию, по всем другим направлениям, отнесенным к полномочиям местной власти.
Уже сегодня по заданию городского головы готовятся бюджетные запросы на 2012 год, и понятно, что все они удовлетворены не будут, но планы у команды городской власти немалые, и мы будем стремиться к их реализации, привлекая силы и возможности по максимуму. По максимуму местная власть готова и выкладываться, чтобы создать людям все удобства и возможности для нормальной жизни в Днепродзержинске. По-моему, горожане это уже начали замечать. Вы согласны?
Записала И. Уварова