Головна / Новини / Публікації ЗМІ /
0000-00-00 00:00:00
          
Пятое колесо

Газета «Знамя Дзержинки», 21.04.2010

Пятое колесо

 

Каждый водитель знает, что без запаски – пятого колеса – лучше не выезжать, мало ли что может случиться в пути. Проведя аналогию с городским транспортом, можно сказать, что маршрутки – это своеобразное «пятое колесо», не основной, а скорее – вспомогательный транспорт. Те, кто в советские времена бывал в Москве, Ленинграде, Киеве, других столицах республик, помнят, что наряду с метро (там, где оно есть), городскими троллейбусами, трамваями и автобусами в некоторые отдаленные районы курсировали маршрутки. Тогда они занимали вполне приличествующую им транспортную нишу. Однако в середине девяностых во многих городах Украины под шумок тогдашнего развала экономики практически моментально исчез городской пассажирский транспорт. И также моментально эту нишу заняли маршрутки. С тех пор позиции в организации транспортных перевозок перевернулись с ног на голову – основным транспортом Днепродзержинска и многих других городов Украины до сих пор является маршрутное такси.
Маршрутный тупик
Появился он в Днепродзержинске не вчера, и даже не позавчера. Ситуация назревала давно и достигла апогея в конце марта – начале апреля, когда уже растаял даже прошлогодний снег под соснами в лесах, не говоря уже о дорогах. Стало очевидным, что вовсе не погодные условия виноваты в огромных очередях на маршрутки. Просто их, этих самых маршруток, нет. Когда и какая наступила бы развязка, если бы не опоздание одной из местных журналисток на очередное заседание исполкома 14 апреля, предполагать уже нет смысла. На замечание городского головы Ярослава Корчевского, опоздавшая парировала:
– Если бы была налажена работа транспорта, я бы не опоздала. Простояла на остановке более полутора часов.
Корчевский поручил своему заму Чабану разобраться в ситуации. Разбирательство закончилось вторым за день заседанием исполкома, уже внеочередным. На него пригласили всех автоперевозчиков, чтобы узнать – почему они не выполняют условия договоров? Ежедневно в Днепродзержинске должны выходить на маршруты 554 единицы автотранспорта, согласно отчетам перевозчиков работают 352 единицы, а в действительности, как показал мониторинг, на маршруты выходят от 280 до 290 маршруток и автобусов средней вместимости. И если у большинства жителей правобережной части есть альтернатива в виде трамвая, то левобережным надеяться не на что.
Утром 14 апреля телеоператор МИС-ТВ запечатлел очередь возле кинотеатра «Мир». По его подсчетам, только в одной очереди на 4-й маршрут стояли более 190 человек. Это минимум 20 салонов!!! Такая же картина наблюдается на площади ДМК примерно с 15 до 18 часов, когда люди после работы возвращаются домой. А после 23.30 на левый берег уехать практически невозможно – нет маршруток. Все проблемы нашим читателям известны. Будет ли выход из маршрутного тупика?
Невыгодный бизнес?
Подавляющее большинство автоперевозчиков на заседании исполкома говорили о своей тяжкой доле: топливо и запчасти дорожают, машины часто ломаются, минимальная заработная плата повышается и пр. А тариф не изменяется. И как, мол, нам, жить и работать дальше? Вывод напрашивался сам собой – увеличить тарифы. Тут «взорвался» председатель Днепровского райсовета Константин Гузенко:
– Повышение тарифов сейчас – это вымогательство! Сначала обеспечьте работу транспорта в соответствии с условиями договора! А потом посмотрим…
Добиться ответа на вопрос: почему не выполняется договор? – никому так и не удалось. Объяснения, что владельцы транспорта – частные предприниматели, нанятые автоперевозчиками, уходят с работы из-за невыгодности условий, в очередной раз доказали: отсутствие у перевозчика собственного транспорта и собственной базы делает всех нас заложниками этих предпринимателей.
Нет проблем
Не было вопросов у членов исполкома только к двум директорам – Александру Репетию (Материал-Сервис) и Юрию Литвиненко (КАТП-042802). При тех же внутренних проблемах, эти автоперевозчики выполняют свои обязательства. У них есть свой транспорт и своя база.
– Я пришел сюда с чувством дежавю, – сказал Александр Репетий. – Последний раз я перед таким уважаемым собранием выступал в 2005 году и примерно по такому же поводу, когда была забастовка. Ничего не напоминает? Лица меняются, но только не те, кто это организовывает. Все организаторы сейчас сидят в автобусах на ж/д вокзале и на левом берегу и ждут, когда отсюда выпустят измочаленных директоров, и им принесут на ладошках тарифы, которых они вымогают. Все проблемы, которые здесь перечислили, они есть, но они – рабочие. Одна единственная проблема, как сказала Т.Завгородняя, идет саботаж. Мне приходится отвечать за 120 человек своих работающих. Я никому из вас не рассказываю о своих проблемах. И тарифы поднимать не прошу, и дороги не прошу ремонтировать. Мы работали, и работаем, и будем работать. Ну, нет проблем…
Юрий Литвиненко напомнил всем о существовавших комиссиях по безопасности движения и о проверках на линии, проводимых этими комиссиями. Касательно внутренних проблем, он посоветовал автоперевозчикам посмотреть на них без очков, тогда их можно решить:
– Нельзя перегибать палку внутри предприятия, тогда работники убегать не будут. В основном все зависит от контингента, который обслуживает водителей: это начальник участка пассажирских перевозок, заместитель по безопасности движения, два диспетчера, механики и т.д. И необходима диспетчеризация на всех маршрутах.
Пока жареный петух не клюнет
Прошедшее заседание исполкома часто напоминало рядовое производственное совещание. Действительно, говорили автоперевозчики о внутренних проблемах. Удивило вот что: при наличии управления транспорта и связи, постоянной депутатской комиссии горсовета, которые и должны заниматься транспортными проблемами по мере их возникновения, нужно было довести ситуацию почти до социального взрыва. Почему этим двум властным структурам не инициировать проведение общих производственных совещаний автоперевозчиков города? Почему обо всех сломанных рессорах, лыжах (есть такая деталь), дорогой резине, топливе и запчастях нужно было говорить именно на заседании исполкома? Ответ напрашивается сам собой: чтобы увести в сторону от основной проблемы – несоблюдения условий договоров, так сказать, «заболтать» вопрос и подготовить всех к мысли о неизбежности повышения тарифов. Лично у меня сложилось такое впечатление. 
В поисках выхода
На заседании исполкома автоперевозчикам напомнили об их обязательствах, принятых по условиям договоров. Они уже получили предупреждение от местной власти, что в случае невыполнения обязательств управление транспорта и связи горсовета будет инициировать иски о расторжении договоров в одностороннем порядке. Прозвучало предложение и о том, чтобы не допускать автоперевозчиков, с которыми были расторгнуты договоры, к участию в следующих конкурсах. А заменить несостоятельных есть кем, считает Ярослав Корчевский. Например, в центре подготовки и переподготовки кадров обучают профессии водителя. Есть там и свой транспорт, и своя база, и люди готовы работать.
На улучшение ситуации с автоперевозками в Днепродзержинске дан один месяц. Потом речь может идти только о расторжении договоров.
В перспективе – диспетчеризация и создание на предприятиях служб контроля безопасности движения. С этим согласились все автоперевозчики.
Парадоксы невыгодного бизнеса
Сами водители рассказывают, что они сначала зарабатывают себе минимум 20 гривен на чай-кофе, затем, якобы, должны заработать от 500 до 800 гривен своим начальникам (то ли в неделю, то ли в месяц). Потом на содержание маршрутки, потом уже себе. Вот вам внутренняя проблема, которая самым непосредственным образом влияет на стоимость проезда, которую так хотят увеличить большинство автоперевозчиков. Но упор при этом делают на всеобщее подорожание, из-за чего бизнес становится нерентабельным. Но… Скоро будет проходить очередной транспортный конкурс. Будут ли в нем принимать участие «нерентабельные» автоперевозчики, спросили члены исполкома. В ответ прозвучало дружное «ДА!»