Ирина КОНДРАТЬЕВА, "Украинская техническая газета" № 51 от 28.12.2010
В союзные времена Днепродзержинск был известен не только как родина генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, но и как мощный научно-промышленный центр, обеспечивавший до 2% ВВП (!) всей страны. Но с начала 90-х за ним закрепилась слава города экологического бедствия.
— К сожалению, оснований для такой характеристики более чем достаточно, — считает городской голова Днепродзержинска Станислав Сафронов. – Наш город нередко называют вторым Чернобылем. Думаю, это не совсем верно. Он и не второй, и не первый. Эти территории должны оцениваться одинаково. Хотя отличия в ситуации, конечно же, существуют. Днепродзержинск получил свою огромную порцию радионуклидов в виде зараженных радиацией производственных объектов и целого десятка хвостохранилищ с высоким содержанием отходов бывшего уранового производства, часть которых находится в черте города и рядом с его границами. Можно добавить еще дороги общего пользования, построенные с использованием радиоактивного шлака.
В то же время чернобыльская трагедия адекватно оценена всем миром, в ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС вложены миллионы и миллионы долларов, за решением вопросов в зоне отчуждения пристально следят ученые, власти, общественность. А у нас все накопленные промышленные отходы (химического, уранового, металлургического и других вредных производств) можно сравнить с бомбой замедленного действия, которая безостановочно выбрасывает свою смертоносную начинку в окружающий мир и наносит колоссальный вред всему живому. Как прежде, так и сегодня многие действующие предприятия не имеют нормальных санитарно-защитных зон. В результате правобережная часть города с сотнями жилых домов и объектами социально-культурной сферы постоянно в зоне влияния вредных веществ, насыщающих днем и ночью приземные слои атмосферы. Можно сказать, это взрыв замедленного действия.
— Но все же экологическая ситуация в Днепродзержинске в целом получше, чем в соседнем Кривом Роге или других «грязных» городах Украины.
— Возможно, если судить по каким-то отдельным параметрам. Но давайте рассмотрим ситуацию, опираясь на конкретные цифры и факты. По данным управления экологии горисполкома, плотность выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в расчете на 1 квадратный километр территории города в последние годы составляет 930—870 тонн. Наблюдается некоторое снижение, связанное с сокращением объемов производства, но это малосущественно. Данный показатель в 120 раз больше, чем по стране, и в 25 раз больше, чем по Днепропетровской области! Ежегодно образуется около 3 миллионов тонн промышленных отходов, из которых примерно 300 тысяч токсичны. В расчете на одного жителя города в год приходится сегодня 470 килограммов вредных веществ, что почти в 5 раз выше среднего уровня по стране и в 1,5 раза – по области. А в Днепр промышленные предприятия ежегодно сбрасывают свыше 170 миллионов кубометров сточных вод, что крайне негативно сказывается на качестве речной воды как в пределах города, так и ниже по течению Днепра.
Но, наверное, хуже всего то, что хвостохранилища радиоактивных отходов (это порядка 42 миллионов тонн) вместе с производственными объектами являются источниками облучения работников ряда предприятий и населения города. Эти объекты не имеют надежной поверхностной изоляции и гидроизоляции, существует реальная угроза радиоактивного загрязнения атмосферы, территории города, Днепра и Приднепровского региона в целом.
— Вы считаете плохое состояние экологии самой главной проблемой Днепродзержинска?
— Одной из самых главных. Поэтому, будучи народным депутатом Украины, я приложил немало сил, чтобы донести известную мне информацию до представителей высших государственных органов власти.
Прежде всего о состоянии бывшего производственного объединения «Приднепровский химический завод», где с 1948 по 1991 год велась переработка урановых руд. После распада СССР это мощное предприятие вдруг оказалось маловостребованным, его разбили на отдельные производства, большая часть которых вышла из-под государственного контроля. Это сопровождалось длительными простоями, сокращением штатов, ростом долгов по зарплате и нарушениями экологических норм. Попытка спасти таким образом уникальные технологии обернулась бедой, значительная часть оборудования, оказавшись в частных руках, пошла на металлолом.
Но это то, что лежало на виду, было общеизвестно. А меня поразили тогда более серьезные вопросы. Разбираясь в проблемах бывшего ПО «ПХЗ», обратил внимание на роль и место этого предприятия в экономике страны. В частности, на то, что ежегодно государство вынуждено тратить около 300 миллионов долларов на покупку ядерного топлива для украинских АЭС. При этом мощный технологический и научный потенциал, которым располагал Днепродзержинск, оставался невостребованным. Хотя у нас имелись возможности для организации значительной части собственного ядерно-топливного цикла (ЯТЦ). С этим вопросом в 90-х годах я вышел на профильные комитеты Верховной Рады Украины. Принимал участие в подготовке проекта постановления ВР, а затем проекта закона о создании полного ядерного цикла и производстве ТВЭЛов на базе ПО «ПХЗ». Принятие такого закона могло обеспечить и выполнение экологических требований, которые город не может решить самостоятельно, без весомой поддержки государства. К тому же сумма затрат на ежегодную закупку ядерного топлива была гораздо больше объемов финансирования, необходимого для решения первоочередных задач по созданию собственного ЯТЦ в Украине и строительства современного завода по фабрикации ядерного топлива в Днепродзержинске.
— Почему же тогда не был принят соответствующий закон?
— Думаю, помешало деление депутатов на «восточных» и «западных», когда каждая группа начала отстаивать свои местные интересы. У многих не было видения общегосударственных целей, достижение которых однозначно могло вывести Украину из состояния зависимости от поставок тех же энергоносителей, перейти к самостоятельному производству ТВЭЛов для АЭС европейских и других государств. Фактически сделать Украину равным сильным партнером на энергетическом рынке.
Но все же тогда удалось создать правительственную комиссию, которая побывала в Днепродзержинске. Многие государственные мужи впервые увидели, в каких условиях вынуждены жить и работать наши граждане.
— Вы оказались во многом правы: в этом году решение вопроса о строительстве завода по фабрикации ядерного топлива наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Но, судя по последним заявлениям правительства, этот завод вряд ли будет построен в Днепродзержинске.
— Думаю, у нашего города по-прежнему сохраняются шансы «завладеть» будущим заводом. Как только в октябре меня избрали городским головой, я обращался к главе облгосадминистрации Александру Вилкулу с просьбой учесть все днепродзержинские преимущества при решении этого вопроса. Во-первых, у нас уже есть производственный и кадровый потенциал. В рамках государственной программы «Ядерное топливо» работают два предприятия – ГП Цирконий» и ГП «Смолы». Во-вторых, есть территория с хорошо развитой производственной инфраструктурой, что в разы снижает финансовые затраты на строительство и прокладку различных коммуникаций. Правда, существенным негативным аспектом может стать удручающее экологическое состояние данной территории. Но здесь возникает вопрос: а чем лучше вторая площадка в Желтых Водах, где ведется добыча урановой руды и также хватает проблем с загрязнением окружающей природной среды?
— У вас как городского головы сейчас появился реальный шанс снова привлечь внимание к проблемам Днепродзержинска. Что вы хотели бы и надеетесь сделать, чтобы промплощадка ПО «ПХЗ» обрела вторую жизнь?
— Буду снова готовить ряд обращений во все вышестоящие органы власти с просьбой если уж не строить новый завод в Днепродзержинске, учитывая ряд объективных обстоятельств, то обязательно отдать нам для базирования часть будущего комплекса по фабрикации ядерного топлива. Хотя ПХЗ и разделился в последние годы на 22 самостоятельных предприятия, основные направления здесь все же удалось сохранить и есть возможность для дальнейшего развития. Например, на ГП «Црконий», где предполагается внедрить российскую магний-хлоридную технологию производства циркония. Согласно заключенным договоренностям о совместных действиях в этом направлении, российская сторона готова вложить средства в строительство нового циркониевого предприятия и поставить соответствующее оборудование. Мы же со своей стороны должны и будем добиваться соблюдения всех экологических и санитарно-защитных норм для обеспечения безопасного производства.
— На чью поддержку вы опираетесь в решении наиболее острых проблем Днепродзержинска?
— Сегодня надо сказать большое спасибо губернатору Днепропетровской области Вилкулу, правительству и Президенту, благодаря поддержке которых была четко выписана новая программа по улучшению экологического состояния в Днепродзержинске в 2011—2015 годах. Но, кстати, еще в 2003-м Виктор Янукович, занимая пост премьер-министра, подписал постановление Кабинета Министров №1846 «О приведении опасных объектов производственного объединения «Приднепровский химический завод» в экологически безопасное состояние и обеспечении защиты населения от вредного влияния ионизирующего излучения на 2005—2014 годы». Это был очень важный шаг в привлечении внимания правительства к существующим проблемам.
— Насколько адекватно финансирование намеченных мероприятий?
— Приведу конкретные цифры. На промплощадке бывшего ПО «ПХЗ» экологическую ситуацию строго контролирует специально созданное для решения таких задач государственное предприятие «Барьер». В уходящем году для выполнения его прямых задач из государственного бюджета было выделено 16,6 млн грн. На создание системы комплексного экологического мониторинга нашего города, а также близлежащих поселков Таромское и Сухачевка, которые находятся в зоне влияния хвостохранилищ, в 2011 и 2012 годах планируется выделить по 1,7 млн грн. В 2011-м на дезактивацию городской территории – 0,5 млн грн, на оснащение городской санэпидстанции приборами контроля радиационного состояния– 2 млн грн, в 2012-м – 1,2 млн грн. На проведение профилактических мероприятий по предупреждению негативного влияния радиационного и химического загрязнения окружающей природной среды на детей – 1 млн грн в 2011 году и 0,6 млн грн. — в 2012-м.
На работы по предупреждению подтопления и возникновения оползней в районе хвостохранилищ (а это 2,5 тыс. га, то есть почти третья часть городской территории) в 2011 году будет выделено 3,3 млн грн, а потом еще 2,2 млн грн. Все это отражено в распоряжении Кабмина от 11 августа 2010 г. «О мерах по обеспечению экологической безопасности г.Днепродзержинска и улучшению социальной защиты населения города», которое насчитывает 15 неотложных мероприятий.
— С какими предприятиями вы связываете приоритетные направления развития экономики Днепродзержинска?
— С теми, которые расположены на промплощадке ПХЗ. Это не только «Смолы» или «Цирконий», но и заводы — цветных металлов, по производству минеральных удобрений и т.д. В целом ситуация по нашему ПХЗ пока явно недооценена. И нам надо научиться, как в восточных единоборствах, превращать слабые стороны в сильные, извлекая из этого максимум преимуществ. Например, обратить внимание на места отходов бывшего уранового производства, которые, по сути, являются техногенными месторождениями ряда полезных ископаемых. Переработка этих отходов позволит одновременно решить экологические вопросы и создать новые производства или восстановить старые, наполнить местный бюджет и выполнить ряд городских социальных программ.
Нельзя сбрасывать со счетов и наше градообразующее предприятие – ОАО «Днепровский меткомбинат», на котором работает порядка 17 тысяч горожан, другие мощные заводы. Отношения между городской властью и всеми ими, независимо от формы собственности, будем строить по принципу: не разрушать, а созидать.
— У вас есть программа действий на всю каденцию?
— Свою предвыборную программу я назвал «Мы строим новый Днепродзержинск» и намерен последовательно идти к намеченным в ней целям. Главная задача – построить город нового образца, придав ему современный облик и подобающую солидность. Вернуть те хорошие традиции, которые уже сформировались, возродить промышленный потенциал. Одна из приоритетных задач на следующий год – внедрение энергосберегающих технологий на всей участках городского хозяйства, уход от централизованного отопления, ремонт дорог, озеленение улиц и дворов, восстановление наружного освещения, ремонт кровли жилых домов, лифтов и т.д. Плюс строительство завода по переработке бытовых отходов, создание муниципального парка пассажирского транспорта. Днепродзержинцы не должны жить в городе сплошных проблем, они заслуживают большего внимания и заботы со стороны местных, областных и государственных органов власти. Так что мне, как городскому голове, есть над чем работать, чтобы вернуть в город надежду и радость, избавить от серых красок и наполнить уверенностью в завтрашнем дне.
Станіслав Сафронов
Народився 17 червня 1956 р. у с. Знаменка Кіровоградської області.
Закінчив Дніпропетровський інститут фізичної культури і спорту, Полтавський кооперативний інститут, аспірантуру Дніпропетровського державного аграрного університету. Кандидат економічних наук.
У1998 р. дніпродзержинці обрали його народним депутатом України.
У Верховній Раді працював у комітеті економічної політики управління народним господарством, власності та інвестицій. Автор і співавтор 25 законів і постанов ВР.
У 2003-2008 рр. – перший заступник голови Державного комітету України з державного матеріального резерву, 2008 р. - голова ради акціонерів ЗАТ «Дніпродзержинський завод продтоварів». У 2010 р. призначений радником з економіки голови Дніпропетровської обласної державної адміністрації.
Заслужений працівник промисловості України, Заслужений працівник держкомрезерву.
З листопада 2010 р. – міський голова Дніпродзержинська.