О прошлом и будущем
Дьяченко С., газета «Знамя Дзержинки» №14 от 7 апреля 2011 года
Недавно сессия одного из районных советов Днепродзержинска рассматривала важнейший вопрос – о мерах по работе с детьми-сиротами. Вопрос рассмотрели, нужное решение приняли, но, как говорится, «осадок остался». Вот этим самым осадком и хотелось поделиться с читателями.
В ходе обсуждения этого вопроса выступили уважаемые люди: заместитель председателя райисполкома, педагог с 40-летним стажем, директор школы-интерната, руководитель криминальной милиции по делам несовершеннолетних и даже «хозяйка» приемной семьи – женщина, которая взяла на воспитание трех приемных дочерей. Говорилось о том, что количество детей-сирот растет, что метод их воспитания в интернатах себя изжил и надо срочно переходить на создание приемных семей, что у государства хронически не хватает средств на решение проблемы сиротства и так далее. Если честно, то складывалось впечатление, что наше государство просто бессильно что-либо сделать и лихорадочно ищет пути выхода из сложившейся ситуации, и создание приемных семей – это своеобразная «палочка-выручалочка», иных подходов у чиновников просто нет. Но обо всем по порядку.
Да простят меня патриоты-националисты, но придется признать – проблема роста количества сирот и беспризорников к нам пришла вместе с независимостью Украины. Обычно большое количество сирот появляется после чрезвычайных ситуаций – войны, революции, стихийного бедствия или еще какого-нибудь катаклизма. У нас же вроде ничего такого, слава Богу, не происходило, и, тем не менее, количество сирот и беспризорников растет. И вот что удивительно – почти у всех этих детей родители живы, просто они либо не хотят, либо не могут воспитывать свое потомство! Такие родители или находятся в «местах, не столь отдаленных», или без меры потребляют наркотики и спиртное, или по многу лет бомжуют – в общем, как ныне говорится, ведут антисоциальный образ жизни.
К сожалению, после развала СССР наше общество стремительно деградирует – «садится на иглу», спивается, перестает ценить семью. Причина лежит на поверхности – в начале 90-х мы поспешно разогнали пионерию и комсомол, а взамен ничего не создали (разного рода «козаченята», «пластуны» и тому подобное не в счет). В результате исчезли структуры, которые воспитывали у молодого поколения такие ценности, как ответственность перед обществом, любовь к семье как к ячейке этого общества, чувство отцовства и материнства, элементарное чувство долга перед родными и близкими. Вместо этого с помощью телевидения обществу насаждались совсем иные ценности – культ денег и стяжательства, прелести «свободной любви» и «свободного общества», героями фильмов становились бандиты, наркоманы, проститутки, бомжи и прочие антиобщественные элементы.
Как сказал один из героев популярного в начале 90-х годов фильма «Авария – дочь мента»: «Раньше по телевизору космонавтов показывали, а теперь – проституток!». Итог известен – многие родители попросту отказываются кормить, одевать и воспитывать своих детей, «подбрасывают» их обществу, а сами ведут свободный от всяких обязанностей образ жизни или становятся преступниками. К этому можно добавить, что и экономическая ситуация в Украине – нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, бедность – тоже никак не способствует укреплению института семьи.
Теперь по поводу того, что интернатная система себя изжила и надо создавать приемные семьи. В качестве довода на сессии говорилось о том, что лишь единицы из массы выпускников интернатов смогли получить высшее образование и найти нормальную работу. С этим трудно не согласиться, так оно и есть. Но и воспитанники приемных семей тоже почти не получают высшее образование! И причина здесь не только в качестве воспитания, но и в деньгах! Ведь будем откровенны – образование нынче далеко не бесплатное, и далеко не каждый опекун (лицо, заменяющее родителей) может себе позволить оплатить обучение приемного ребенка. Зачастую опекуны – это небогатые дедушки-бабушки или дяди-тети, и лишних денег у них нет.
Зато мы получили совсем другую проблему – очень многие дети-сироты уже избалованы своим довольно немалым денежным пособием и вообще не хотят до 23-х лет устраиваться на работу, предпочитая вести все тот же свободный от обязанностей перед обществом, а то и преступный образ жизни. Причем, независимо от того, где они воспитывались – или в интернате, или в приемной семье. Примеровтому, в том числе и в Днепродзержинске, хоть отбавляй. Так что и приемные семьи часто не решают вопрос качественного воспитания и адаптации детей-сирот в обществе.
Причина такой любви государства к приемным семьям, как мне кажется, другая – финансовая. У страны нет денег на содержание школ-интернатов, гораздо дешевле передать детей-сирот в приемные семьи, пусть даже выплачивая им финансовую помощь. Бюджетные деньги – это наши с вами налоги. Понятно, что крайне несправедливо то, что, например, семья металлургов, сама воспитывающая двоих детей, вынуждена за счет вычетов налогов из своей зарплаты еще оплачивать и воспитание тех, от кого отказались «свободные» родители. При этом «свободные» родители не несут никакой ответственности за то, что навязали обществу своих детей и тем самым уклонились от выполнения обязанностей. Действительно, это – абсурд.
А ведь есть опыт наших соседей – белорусов. Там финансовая проблема решается просто – за счет таких горе-родителей. Если суд лишает их родительских прав, то государство возлагает на них обязанность оплачивать содержание и воспитание детей. Это – либо уплата своеобразных алиментов, либо вычеты до двух третей заработной платы, либо конфискация жилья. Поэтому горе-родитель сорок раз подумает, что лучше – воспитывать своих детей или подбросить их обществу, но взамен «пахать» на двух-трех работах, чтобы не помереть с голоду и выплачивать положенное государству, либо лишиться крыши над головой. Чем плохой такой опыт? Да в том же Днепродзержинске найдется масса работы для таких горе-родителей: мести улицы, обрезать деревья, красить дома и заборы. Выгоды от такой практики очевидны: и городской бюджет бы экономился, и средства на детские программы бы появились. Но нет, не хочет Украина брать пример с Белоруссии.
Скорее наоборот – в угоду Западу наши местные «демократы» всячески клеймят позором «последний тоталитарный режим Европы», льют грязь на Лукашенко и даже ездят в Минск на «майданные акции протеста». Вот недавно писали, что даже житель Днепродзержинска там отметился, за что и загремел на нары. Спрашивается, какого лешего он там делал и по какому праву взялся учить другой народ, как ему жить и кого выбирать президентом? У нас что, своих проблем мало или нам так хочется «прогнуться» перед «цивилизованной Европой»? Впрочем, это уже из области политики.
И еще одна мысль из области политики появилась при обсуждении проблемы детей-сирот и беспризорников. В 1921 году Ленин поручил Дзержинскому ликвидировать детскую беспризорность в Советской России. Ситуация была аховая – страна пережила мировую и гражданскую войну, февральскую и октябрьскую революции. Сирот было – превеликое множество. И что, Дзержинский тоже никак не мог в течение 20 лет, как мы сейчас, решить этот вопрос? Что, беспризорники были в СССР до 1941-го года? А ведь времена были непростые – сплошная коллективизация с ее перегибами на местах, голод, возникший в ряде районов страны из-за бестолковости местных руководителей (которых позже объявят «невинными жертвами репрессий»). Но – в течение нескольких лет Дзержинский и его команда справилась с беспризорностью. А мы как, учимся у него, перенимаем опыт? Как бы не так: в Днепродзержинске который год ведется пустая дискуссия – переименовывать или нет город, убирать или не убирать памятник «железному Феликсу»? Неужели, если мы станем Каменским, дети-беспризорники исчезнут с улиц и сирот в городе не станет? Смешно, однако…
Или еще один пример – год 1945-й. СССР полностью разрушен после Великой Отечественной войны, один американец назвал тогда нашу страну «краем вдов, калек и сирот». И что, страна тоже 20 лет, до 1965-го, не могла ликвидировать беспризорность? Да нет, за это время мы стали ядерной державой, вышли в космос и освоили целину, не говоря уже о том, что с беспризорностью СССР справился очень быстро, нашлись и деньги, и силы. Но, похоже, чему-то учиться у руководителей тех лет наше общество в упор не хочет, зато снова вешаются ярлыки: «тоталитарный режим», «коммунистические преступники», «московские оккупанты» и так далее.
Может, потому и барахтаемся все 20 лет независимости, не в силах решить ни одной серьезной проблемы в стране, что так бездумно растоптали свое прошлое? Куда уж нам в космос, нам детей-попрошаек с улицы убрать не под силу! Вот так и живем – не было ни войны, ни оккупации, ни землетрясения с цунами, а общество вымирает и деградирует. И бездомные дети в подвалах и на улицах – лучшее свидетельство того, чего мы «достигли» за 20 лет независимости. Если верить, что дети – наше будущее, то совсем невесело выглядят перспективы Государства Украина.
…А рассмотрение вопроса сирот на сессии райсовета закончилось на мажорной ноте – депутаты аплодисментами приветствовали женщину, взявшую на воспитание трех девочек. Все-таки силен у нас славянский дух общины, дух сострадания, как не вытравливает его телевидение с его сомнительными «свободными» ценностями и бедность. Жаль только, что такие единичные случаи не решат проблему детской беспризорности и преступности – хрупкие женские плечи не вынесут тяжелой ноши, которую так бездумно сбросило с себя наше государство.