Головна / Новини / Публікації ЗМІ /
0000-00-00 00:00:00
          
Завод и город: может ли социальная ответственность быть взаимной
Ирина Уварова, газета «Ведомости» №18 от 04 мая 2011 года
 
Интервью с Председателем правления ПАО «ДНЕПРАЗОТ» Александром Дубининым
 
О ситуации, сложившейся вокруг одного из крупнейших в Украине химических предприятий «ДНЕПРАЗОТ» (входит в пятерку самых мощных производителей минудобрений), сейчас говорят много. Оценивают юридические и экономические аспекты беспрецедентного в Украине события - передачи в аренду «Укрнафте» цеха синтеза аммиака (не целостного имущественного комплекса, а только цеха); ищут политическую составляющую внезапной немилости к заводу со стороны экологов; взвешивают позицию Дубинина по отношению к социальному партнерству с городом (резкое его выступление на последнем заседании Совета работодателей не осталось незамеченным). Одним интервью все эти темы не объять. Впрочем, как посмотреть, ведь, по сути, объединяет их та самая социальная ответственность большого бизнеса – вопрос, к которому традиционно подступаются с опаской: высок риск задеть интересы либо представительства громады, справедливо требующей этой ответственности, либо бизнеса, у которого своих хлопот полон рот.  Но разговор пойдет на этот раз с лучшим топ-менеджером Управляющей компании владельцев «ДНЕПРАЗОТа», антикризисным менеджером, сумевшим вдохнуть новую жизнь  не только в Стахановский завод ферросплавов, но и в одно из предприятий США. Факт малоизвестный горожанам - Александр Дубинин получил после  этого высочайшую оценку деловой эффективности и социальной ответственности - статус Сына Западной Вирджинии (по нашим меркам – звание Почетного гражданина). Перечисляю это – не для «красного подхалимажа», а к слову об ответственности и обдуманности позиций Дубинина…
 
- Сегодня высшим уровнем социальной ответственности бизнеса называют принцип корпоративного гражданства, когда,  защищая социально значимые для предприятия и громады интересы,  бизнес не боится наступить на мозоль властным структурам любого масштаба. Как в этом плане формируются направления Вашей депутатской деятельности в областном совете?
 
- Депутатская деятельность и принципы корпоративного гражданства непосредственно связаны. Что такое корпоративное гражданство? Ответственность за происходящее в твоем регионе. Не благотворительность, а фокусированные социальные инвестиции предприятия, направленные на решение самых актуальных проблем в области экологии, охраны труда, социальной защиты, а также поддержки жилищного фонда, дорожного хозяйства, безопасности жизни горожан. А основная деятельность любого депутата – это, прежде всего, быть представительским голосом избирателей,  которых волнуют те же проблемы, пусть и по большей части в личностном аспекте: асфальтирование дорог, освещение улиц, ремонт крыш, подъездов, отопление.
 
Избиратели справедливо говорят, что многие вопросы не решаются на местном уровне – в бюджете нет необходимых средств. Еще во время выборов я говорил о том, что, решая, за кого голосовать, нужно смотреть на возможности того или иного кандидата. Если брать мировую практику, (американскую, европейскую), то ни один депутат из собственного бизнеса или из своего кармана не вытаскивает деньги для решения частных вопросов группы людей, улицы или поселка, там работает другая система: определить очередность решения вопроса, контролировать выполнение, вкладывать средства в конкретные программы.  У нас же все работает по-другому,  потому что с самого начала независимости страны по остаточному принципу  финансируется культура и спорт, медицина пущена на самотек, образование – на самовыживание, - развивается отрасль, как известно, в основном за счет взносов родителей учеников. Депутатская ответственность в этих реалиях сродни ответственности антикризисного менеджера - проанализировать, понять, как  действовать и – работать грамотно, решительно, напористо. Пути решения проблем я вижу: у меня есть группа помощников, в их числе высокопрофессиональные экономисты, юристы, экологи. Как депутат областного совета работаю в комиссии по экологии (будучи депутатом Луганского облсовета, работал именно в такой комиссии, опыт есть). Вместе с помощниками мы сейчас готовим обобщенную справку по нынешним запросам избирателей, серьезную статью с анализом этих запросов, вариантами решения проблем.  С весной мы активно начали  выполнять намеченное, в том числе социальные и экологические программы. Кстати, сейчас  готовлю статью – обобщенную работу по экологии города Днепродзержинска с оценкой использования финансовых ресурсов, которые были выделены для города из областного бюджета, как они были освоены в 2009-2010 году, какие задачи ставятся на перспективу.
 
- Каковы, с Вашей точки зрения, самые острые экологические проблемы?
 
- Они на виду у всех: это балки – с радиоактивными и опасными промышленными отходами, в том числе и балка Ясиновая, которая уже в критическом состоянии. Уровень влияния на экологию выбросов промышленных предприятий остается достаточно высоким. Но есть предприятия, которые относятся к решению проблемы серьезно с точки зрения ответственности перед городом и своими работниками. А есть те, кто вообще ничего не хочет делать, при этом подход со стороны контролирующих органов здравому смыслу не подчиняется.  Здесь как раз уместно прокомментировать ситуацию об отношении экологов к нашему заводу. Во-первых, намеренно была затянута процедура выдачи предприятию разрешения на спецводопользование. Во-вторых, намеренно положение дел доведено до абсурда, ведь мы по-прежнему  остаемся в ситуации риска остановки предприятия. При этом поставлены такие условия, которые реально выполнить невозможно. Для чего это делается – мне понятно, умный читатель тоже поймет.  Убежден, что ситуация, сложившаяся вокруг «ДнепрАЗОТа» говорит о предвзятом отношении, ведь из 23 предприятий области, которые считаются основными загрязнителями реки Днепр, «ДнепрАЗОТ» находится на 18-й позиции. Но даже по городу мы стоим на 4-м месте, а остальным, тем не менее, выданы разрешения. Мы предъявили встречный иск на незаконные действия областной экологической инспекции, где говорим о бесправности предприятий и бездействии контролирующих структур в выдаче разрешений на спецводопользование. В настоящее время вопросы обоснованности отказов в выдаче предприятию разрешения на специальное водопользование рассматриваются в судах, и как недавно стало известно, судами первых инстанций вынесены решения о неправомерности отказов Государственного управления охраны окружающей природной среды в Днепропетровской области в выдаче «ДНЕПРАЗОТу» разрешений на спецводопользование. Это еще раз доказывает, что отношение к предприятию со стороны экологических контролирующих структур было предвзятым, продиктованным отнюдь не благими намерениями, и то, что в нашей стране норма закона применяется выборочно, отчетливо видно на примере моего предприятия. Уверен, что и в ходе дальнейших судебных разбирательств,  позиция «ДНЕПРАЗОТа» будет признана, безусловно, правомерной.
Посмотрите динамику: я пришел на предприятие в 2009 году, узнал, что в рекультивацию свалки вложено всего 5 тыс. грн. Изучил проблему, и мы вложили уже 1,8 млн. грн. Да, не успели всего сделать – работы планировалось завершить  в 2010 году, но ведь никто не учитывает, что 2009 год был еще кризисным. Если нам не дадут разрешения по спецводопользованию, завод будет остановлен, только кому от этого станет легче? Как раз в мае этого года мы получим уникальный проект экологической значимости. Речь идет о системе очистки воды на базе технологии обратного осмоса, по этому проекту вода, проходя через мембраны, получается почти дистиллированной. В Украине такая система внедрена только на 5 предприятиях,  в области мы станем первыми. Показываю экологам проект – смотрите, вот мой подход как менеджера: в областной программе до 2015 года по развитию и улучшению экологии еще нет этой программы для «ДНЕПРАЗОТа», но я в октябре добился согласия на выделение средств - 360 тыс. дол. США. В мае пройдет окончательный платеж -186 тыс. дол.,  и мы получаем проект, в июне- июле начинаем уже реализацию, - мы вкладываем деньги, реально работаем! Я встречался в Киеве с министром Минпромполитики, показал динамику развития, сказал: если мы хотим, чтобы на «ДНЕПРАЗОТе» экология приближалась к европейскому уровню, тогда необходимо дать время на реализацию программ. Если предприятие остановится, никому лучше не станет, мы и так сегодня, беря воду из Днепра, сбрасываем после всех наших процессов в два раза чище – таковы современные технологии, таковы требования экологии и защиты экономики предприятия. 
 
-К слову о защите экономики. Прокомментируйте ситуацию с передачей производства аммиака «ДНЕПРАЗОТа» в аренду «Укрнафте».
 
- Да, это сделано с целью защиты экономики предприятия – мера на сегодня необходимая.  «Укрнафта»  имеет собственные газодобывающие станции, способна поставлять газ дешевле, что  даст нам возможность работать стабильно, направлять средства на социальное развитие.  Здесь надо учитывать много факторов, ведь в 2009 году в нашей отрасли еще весомо ощущались последствия кризиса, в 2010 году мировой рынок минудобрений начал чуть подниматься. Безусловно, не с такой динамикой, как в докризисный период – возможно, мы и не дойдем до таких цен, когда карбамид стоил 800 долларов за тонну, тем не менее, идет повышение цены на минудобрения. Мировой рынок сейчас находится в напряженном состоянии – спрос сегодня составляет порядка 130 млн. тонн (в пересчете на азот), а предложение 135 млн. тонн. Если говорить об Украине, то сейчас конкурировать с российскими или китайскими производителями сложно – цена газа не позволяет (в России – 70 дол.США, у нас почти в 4 раза выше), а газ в себестоимости продукции аммиака составляет порядка 80%.  Когда меня спрашивают, будет ли предприятие развиваться, говорю, что сегодня наша задача – выстоять. И в условиях хоть какой-то стабильности рынка попытаться войти в этот рынок с более совершенным, более экономически выгодным продуктом. Для этого необходимы инвестиции, запас прочности. В прошлом году в развитие предприятия инвестировано порядка 15 млн. дол. США, в этом году планируем вложить 20 млн. дол.: для ремонта производств аммиака, карбамида, хлорной группы. В том числе, порядка 3,5 млн дол. США – инвестиции в природоохранные программы. В целом же программа по экологии рассчитана на вложение 55 млн. грн. на три ближайших года, включая нынешний. Но вернемся к ситуации с газом.
В Украине  5 крупных химических предприятий, которые производят минудобрения, такая  махина для внутреннего рынка не нужна. Все они и строились ближе к Черному морю – экспортировалась продукция в Индию, Кувейт, Иран, Турцию. Коль мы имеем сегодня экспортно ориентированную отрасль, ее надо стимулировать, ведь это валюта. Но газ завязан от российских компаний, и здесь реальным проявлением социального партнерства со стороны государства стал бы шаг по сокращению импорта минудобрений. Этого не сделано, потому отечественная химия не столько развивается, сколько просто пытается выжить. В последнее время мы получали газ от «Укрнафты», и это  давало возможность предприятию работать, сохранять социальную сферу. Сегодня сложно доказывать собственнику, что надо содержать пионерлагерь, ДК химиков, повышать зарплату. Тем не менее, эту часть социального партнерства мы ответственно выполняем. По зарплате предприятие  в городе - на первом-втором месте. По отрасли -  на втором, после ОПЗ (Одесский припортовый завод), то есть,  платим зарплату неплохую, хотя при нынешнем росте цен она не может быть достаточной.
 
Основная социальная ценность предприятия - это его люди. Можно посмотреть на динамику текучести кадров на «ДнепрАЗОТе»: в 2008 году – 14-15%, в 2009 – 8%, в 2010 – 1,2%. Мы разработали программу омоложения кадров на предприятии: когда я пришел на «ДнепрАЗОТ», средний возраст работников  был 47-48 лет, а сегодня 42 года. Сейчас уже можно говорить, что кадровый потенциал стабилен, то есть, люди  верят в администрацию, верят в меня, в то, что завод мы удержим, завод будет и дальше работать, что намеченные программы, в том числе и по заработной плате, и по социальному развитию будут выполнены. Зарплата в 2009 году  в декабре составляла 2200 грн. -  сегодня 3050, и в среднем у нас зарплата растет на  5-7% в месяц. Мы усиленно работаем и по подготовке квалифицированных кадров: заключены контракты с профтехучилищем, колледжами, вузами. Берем молодых ребят на полгода и прикрепляем к ним наставников на заводе. Он уже знает, где и как будет работать, процентов 30 после такой практики остаются трудиться на заводе. Не сбрасываем со счетов планов развития культурной сферы, выполняем все намеченные мероприятия формата клуба выходного дня. Недавно, к примеру,  закупили в бассейне «МиКомп» абонементы для всех работников. По отзывам администрации бассейна за 2 дня там было 1800 человек. 
 
- Вы много делаете в социальной сфере, и это уже характеризует уровень социальной ответственности предприятия перед городом. Находите ли точки соприкосновения с городскими программами?
 
- Вообще о социальной ответственности бизнеса перед громадой, властью говорить сложно. Это боль нашей страны в целом, ведь основная социальная ответственность бизнеса – выплачивать вовремя зарплату, выполнять все экологические программы, поддерживать инфраструктуру и развитие -  налогами. Но если бы в бюджете города было достаточно средств, никто бы не говорил об ответственности бизнеса и не просил бы о шефстве. В стране проблема формирования бюджета поставлена с ног на голову – формируется он сверху а не снизу, вот потому  в Киеве все есть, а в Днепродзержинск мало что доходит. Понятно, что  сегодня, в таких условиях бизнесу участвовать в социальных городских программах необходимо. Но это добровольное участие, и власть обычно обращается к тем, кто уже что-то делает. Отказался несколько раз, больше его и не трогают, нагружают тех, кто всегда откликался. Я говорил на Совете работодателей, что у нас не сделан серьезный анализ, как бизнес работал в прошлом году в партнерстве с прежней городской властью. Это в корне неверно, и стоит  опросить школы, больницы: кто как вам помогал, и активному бизнесу сказать спасибо, создав определенные преференции и мотивации, тогда и другие подтянутся. Пока о преференциях речь не идет, мы можем в деле социального партнерства так и оставаться на уровне благотворительности или несфокусированного шефства. Картина складывается такая (знакомая многим руководителям в городе): помогаем всем, кто обращается: школам, больницам, садикам. Но часто получается – одним и тем же учреждениям, а определить, кто нуждается больше и, в чем конкретно на сегодня нуждается – не задача предприятия, а задача структур исполнительной власти – проанализируйте потребности и тогда уже распределяйте социальную нагрузку. К примеру, мы много помогаем интернатным учреждениям, и в этом году собирались инвестировать 5 млн. грн. на восстановление лагеря «Аист», чтобы одна смена была полностью отдана городским детям льготных категорий. Но принимается нормативная оценка земли, а это 24 млн. грн. дополнительной нагрузки на предприятие. Планы пока откладываем и уже сегодня рассматриваем, от каких земель предприятию можно отказаться. Сегодня порядка 2,5 – 3 млн. грн. мы тратим на содержание объектов соцкультбыта, и вполне возможно, придется что-то закрывать. Многие клубы предприятий  в городе уже не работают – нет средств. Мы же продолжаем развивать ДК химиков, есть масса интересных проектов: конкурс «Зажги свою звезду», вечера чествования заводских династий… То есть, я пока не очень уверенно вижу перспективы социального сотрудничества у нас. В Сумах, к примеру, пошли на снижение арендной платы  за землю «Химпрому»:  в 2011 году на 50%. Думаю, это верный шаг, который обеспечит и надежный социальный ответ. Я считаю, что в 2010 году для города сделал немало: в обрезке деревьев, ремонте дорог, помощи бюджетным организациям. В Карнауховке уличное освещение наладили, поставили вышку, купили фонари... Но даже и здесь не обходится без курьезов: когда там работали, нас еще и ГАИ оштрафовала - за то, что вышка не была ограждена. Такие вещи бывают. Повторю – нужна системная работа с предприятиями,  анализ того, кто, что и сколько делает. Причем, знать это полезно и городской власти, и жителям, и руководителям предприятий.
 
Есть заводы богатые, есть бедные, одним нужно больше, другим меньше, и это повод для обсуждения на Совете работодателей, который, разобравшись (люди неглупые),  может порекомендовать, давайте это предприятие пока не трогать, а с этого можно спросить. Развит в городе и средний бизнес, но как он участвует в этом партнерстве, я не знаю, да  и жители не знают.  
 
Городской власти необходимо сегодня драться за поступление в бюджет, за наполнение целевых фондов. Надо – я готов как депутат облсовета помогать, добиваться, Мне нравится то, что мэр сейчас активно взялся за чистоту города: и въезды сделаны,  и благоустройство налаживается по всем направлениям. Нужно так же активно заниматься и транспортом муниципальным, закупать автобусы, электротранспорт. Конечно, работы очень много. Я тоже взял предприятие не в самом лучшем состоянии, но на сегодня немало проблем удалось решить, люди это чувствуют. Многое нужно еще сделать, убрать, к примеру,  перекосы в заработной плате, несправедливость в распределении ликвидировать на корню. То же и по городу – надо  сначала глубоко изучить хозяйство. К примеру, я  не думаю, что для жителей Соцгорода будет лучше отказаться от услуг нашей ТЭЦ. Если нам дадут возможность выкупить ее (ТЭЦ принадлежит Фонду государственного имущества), мы сможем взять на себя определенные  социальные гарантии, к примеру, на несколько лет установим стоимость тепла на 50% ниже от установленной НКРЭ. Это не просто так, в подарок городу, но может быть условием продажи, инвестиционным условием. Достигнуто понимание со стороны губернатора, будет обсуждаться с ним и этот вопрос. Если удастся проблему сдвинуть с мертвой точки, то для города и предприятия это станет общим успехом, ведь создадим и собственную структуру обслуживания сетей Соцгорода, будем знать реальную картину, эффективно управлять экономикой. Если все у нас будет хорошо… Нет, все должно быть хорошо! все равно победим!
 
Разговор с Александром Дубининым на этом не закончился, - серьезно и с глубоким знанием дела (продуманным, взвешенным, иногда – выстраданным) говорил он о нынешних экономических и социальных вызовах, привычках благотворительного иждивенчества и реальных возможностях соучастия в общих для завода и города делах. Думается, тема интервью может стать началом серьезного обсуждения базы реального объединения усилий бизнеса и городской громады для стабильного развития города, взаимопонимания и взаимной поддержки. Дело здесь не только в принципах сотрудничества и обоюдном желании. Вернее не только в них.