О границах, жилье и отдыхе
газета «Кстати» №2 от 18 мая 2011 года
Наш собеседник – Юрий Белобородов, заместитель городского головы Днепродзержинска, начальник управления архитектуры, главный архитектор Днепродзержинска.
– Юрий Васильевич, наш разговор хочу начать с вопроса о границах города. Думаю, все заинтересованы в том, чтобы у города были свои границы. Генплан есть, а утвержденных границ нет.
– Говорить о границах города – это значит не охватывать все проблемы, которые связаны с пониманием границ города. Надо говорить не о границах города, а о потребности территории. Главный нормативно-правовой акт, который определяет потребность города в территории – Генеральный план города. В расчет потребности территории города входят многие параметры, в том числе первый – потребность территории для строительства жилья. У нас на очереди стоят 6111 семей, им необходимо 366 тысяч кв. м жилья. В ветхом жилье проживает 119 семей, для отселения которых необходимо3,5 тысячи кв. м общей площади, для отселения из аварийного жилья – 1,4 тысячи кв. м. Самая большая доля будущих переселенцев – 22 тысячи человек, проживающих в санитарно-защитной зоне, что составляет примерно 9% населения города. Для них нам надо ввести в эксплуатацию 417 тысяч кв. м жилья. Т.е. нам необходимо 983 тысячи квадратных метров жилья, в течение 15 лет мы должны вводить в эксплуатацию 61,5 тысячи кв. м жилья.
Подсчеты показывают, что если занимаемая территория Днепродзержинска сейчас составляет 15011 гектаров, то потребная площадь, необходимая городу, должна составлять 16107,8 гектара. Кроме новых площадок для строительства жилья сюда входит рекреационная территория – это новые парки, скверы, пригородная зеленая зона, сейчас у нас такая территория в 2-3 раза меньше необходимого.
Что касается территорий для развития промышленных предприятий, хочу сказать, что Генеральным планом не предусмотрено дополнительное расширение территорий для развития промышленного комплекса, этот потенциал должен развиваться только за счет реконструкции, модернизации, переоснащения, т.е. внедрения новых технологий. Наоборот, есть тенденция рекультивации и передачи в земли городского совета постиндустриальных территорий.
Это часть составляющих, которые определяют территорию. И без изменения границ увеличение территории невозможно. Для расширения рекреационных зон мы предусмотрели территорию между плотиной и мостом, фактически там размещаются турбазы, садоводческие товарищества, т.е. рекреационные объекты предприятий и жителей нашего города, а земля принадлежит Петриковскому району. Этот вопрос необходимо решать.
– С Петриковкой, пожалуй, самый трудноразрешимый вопрос – это Елизаветовский котлован и прилегающая к нему территория.
– Сам котлован – это территория, которая отведена карьеру для забора песка для намыва левобережных микрорайонов, и по состоянию на сегодня эта территория находится по акту постоянного пользования в управлении капитального строительства горсовета. Примыкающая к этому озеру территория относится к землям Петриковского района, но фактически ею пользуются жители Днепродзержинска и региона. Поэтому Генпланом предусмотрено увеличение территории и изменение границ, включая территорию между плотиной и мостом и от пр. Дружбы народов до Голубого озера с прилегающими территориями.
Переговоры по изменению границ Днепродзержинска начались в 2003 году, проводились общественные слушания, в 2007 году проект Генерального плана был выполнен, а утвержден на сессии горсовета в 2010 году. К сожалению, авторами проекта была допущена методологическая недоработка, и границы с Петриковским районом до сих пор не утверждены. Сейчас мы подготовили проект соглашения между громадами Днепродзержинска и Петриковской райгосадминистрации. В нем определены принципиальные позиции – мы встречаемся, начинаем переговоры в поиске всех возможных путей решения этого вопроса с учетом интересов всех громад. Вопрос сложный, но я думаю, с учетом мудрости руководителей громад он решаем.
– Хочу вернуться к жилищной программе, она более всего волнует днепродзержинцев.
– Прошло всего полгода с момента прихода нового депутатского корпуса и новой команды, но основные акценты уже расставлены. Программа жилищного строительства на 2011-2026 годы привязана к Генплану развития города до 2026 года. Первый этап определен периодом 2011-2015 годы, т.е. на время каденции нынешнего депутатского корпуса. На первом этапе запланировано окончание строительства 12 незавершенных объектов жилья, имеющихся в городе, общей площадью около 63 тысяч кв. м. В связи с тем, что есть объекты не только коммунальной, а и других форм собственности, мы работаем над тем, чтобы часть незавершенного жилья со степенью готовности более 50% из государственной собственности передать в коммунальную, достроить, используя 5 программ удешевления строительства с участием жителей, которым необходимо это жилье. Недавно прошло совещание под председательством главы облгосадминистрации Александра Вилкула, где поставлена задача в ближайшее время достроить незавершенные объекты.
Естественно, основной объем нового строительства на первом этапе будет в левобережных микрорайонах. Кроме 12 объектов, которые необходимо достроить, там достаточное количество площадок, зарезервированных под строительство жилья, в основном, десяти и более этажей. Мы ждем предложений от инвесторов. Для предоставления площадок под строительство необходимо проведение аукционов (в соответствии с Бюджетным и Земельным кодексами), поэтому с введением в действие Закона «О рынке земель», я думаю, этот механизм начнет действовать.
– Юрий Васильевич! Жителей, мягко говоря, нервирует тот факт, что при огромной очереди на получение жилья многие бывшие общежития разрушаются. Есть какие-то рычаги управления, применимые к собственникам?
– В июне мы утвердим реестр объектов неоконченного строительства и тех объектов, которые находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии. Мы работаем по решению исполкома, предписывающему нам провести инвентаризацию таких объектов. Инициатива принадлежала городскому голове Днепродзержинска Станиславу Сафронову. По состоянию на сегодня насчитывается более 200 вышеназванных объектов, они портят вид нашего города, являются очагами социальной напряженности и криминальных действий. После проведения полной инвентаризации мы утвердим не только реестр, но определим и пути решения этой проблемы – это будет либо демонтаж объектов, либо их достройка.
– Наряду с нежилыми общежитиями внешний облик Днепродзержинска, по мнению читателей, портят заполонившие сквер, парк, улицы и проспекты так называемые малые архитектурные формы. Вроде и нужны, но выглядит все это иногда убого…
– В связи с введением нового Закона «О регулировании градостроительной деятельности», понятие малых архитектурных форм немножко изменилось. Сейчас это элементы благоустройства: урны, скамьи, светильники, навесы для остановки общественного транспорта и т.д. Что касается тех объектов, о которых Вы говорите – это временные сооружения для ведения предпринимательской деятельности. В законе говорится, что порядок их установки будет определен соответствующим подзаконным актом. Мы ждем 24 подзаконных акта, которые касаются не только этого вопроса, а и других статей закона. Эти временные сооружения (кстати, земля под них тоже выделяется временно) как возникли по велению времени, так и уйдут, никаких революционных мер здесь принимать не нужно. Процесс идет сам собой, потому что идет эволюция предпринимательской деятельности. Все будет законно и безболезненно.
– Юрий Васильевич, Вам, как архитектору, какое здание, какая улица, какой кусочек города нравится более всего?
– Скажу так: основной каркас, основную историю правобережного города написали архитекторы конца позапрошлого века, начала и середины прошлого века. Это территория Верхней колонии и застройка историческими зданиями 50-х годов прошлого века, так называемая сталинская архитектура, которая сформировала две основные оси – проспект Ленина и улицу Сыровца. Дальнейшее строительство нельзя назвать архитектурой, это было решение жилищных и социальных вопросов в 60-х годах ХХ века. Поэтому, как сказал великий архитектор Ле Корбюзье, архитектура – это состояние души, если здание тебя волнует, значит, – это архитектура, если не волнует – это сооружение. Что касается левобережной части города, то это современная функциональная застройка, требующая новых подходов в ее архитектурном оживлении.
– А к чему бы Вы приложили руку, чтобы что-то переделать?
– В первую очередь, надо определить основные градостроительные узлы и там создавать образцы, камертоны архитектуры, на которые потом мы будем равняться по уровню архитектуры, и стремиться им подражать. Думаю, у нас хорошие перспективы.
– Спасибо за интересную беседу, правда, мы не смогли охватить весь круг вопросов, волнующих днепродзержинцев.
– Значит, встретимся еще не раз.